Постникова Ирина Юрьевна
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ
Генеральный директор ОАО «Транссибирская перестраховочная корпорация»,
к.э.н., Россия, Москва
107031 Москва, Сретенский тупик, д. 3, стр.1, +7 095 9566380
Относительное замедление количественного роста страховых премий в России мы связываем со значительными структурными перестройками внутри ведущих страховых компаний: создание и укрепление филиальных сетей, развитие средств связи и управления, создание инфраструктуры не только для целей ОСАГО, выделение компаний по жизни, получение лицензий на
Углубление специализации в страховой деятельности коснулось и перестрахования. Как подтверждение зрелости российского рынка страхования оживился процесс создания специализированных перестраховочных организаций крупными страховщиками. Если «Капиталъ Ре» и «Росно-Центр» существуют на рынке относительно долго, то «Ресо Ре», «Ренессанс Перестрахование», «Фиделити Ре», «Мегарусс Ре» - плоды структурных перестроек материнских компаний. Эта деятельность достаточно сложна и специфична.
Однако, от вновь созданной перестраховочной компании либо небольшого перестраховочного подразделения прямого страховщика сложно ожидать значительного качественного роста. К сегодняшним проблемам рынка перестрахования следует отнести низкий уровень перестраховочного андеррайтинга, непрофессиональное отношение к перестраховочному урегулированию, финансово не оправданный демпинг, договорное нормотворчество.
Мы надеемся, что в России подошла к концу «эра взаимности». Во главу угла страховые компании ставят защиту собственных портфелей, а не получение бизнеса от входящего перестрахования. По нашему мнению, перестрахование постепенно выделяется в самостоятельную подотрасль страховой отрасли. Возникнув однажды из потребности страховых компаний в сохранении желаемого уровня убыточности страховых операций, выравнивания набранного страхового портфеля по величине возможных убытков и классам бизнеса, приобретении дополнительной страховой емкости, при недостаточности собственных средств, со временем, развиваясь параллельно со страхованием, перестрахование превратилось в самостоятельную финансовую деятельность.
Специализированные перестраховочные компании имеют иной, чем прямые страховщики предмет деятельности, у них иные клиенты, иной маркетинг. Сегодня портфельная перестраховочная программа составляется до того, как начинают заключаться договоры страхования, для которых она приобретается. Заключенный договор перестрахования оплачивается безотносительно к заключению и оплате страховых договоров, для защиты которых он заключен, что свидетельствует о его самостоятельной природе. Перестраховочное покрытие, может быть, и бывает, как уже, так и шире предоставляемого страхового. И страховая выплата по перестрахованному договору страхования далеко не обязательно влечет за собой перестраховочное возмещение. Все это говорит в пользу самостоятельности перестраховочной услуги.
В настоящее время законодательно и методологически статус перестраховочной организации до конца не определен. По нашему мнению профессиональное перестрахование является одним из институтов финансово-кредитных отношений, наряду с пенсионными фондами, банками, инвестиционными фондами и страховыми компаниями.
В пользу этого мнения можно привести следующую аргументацию: если страховая компания самостоятельно занимается инвестированием временно свободных средств, урегулированием убытков, разработкой PR-акций, обучением страховых агентов и специалистов, то это ни коим образом не означает, что результаты деятельности специализированных инвестиционных институтов, компаний регулирующих убытки, рекламных агентств и учебных центров, следует учитывать вместе с результатами деятельности страховщиков, даже если первые специализируются исключительно на страховой сфере. Полного отделения специализированных перестраховочных организаций от страховых компаний такой степени обособленности еще не достигло. Результаты перестраховочных операций если и приводятся, то в купе со страховыми.
Наша компания традиционно активно работает с брокерами и как клиент – страхователь, страхуя свои собственные риски, и как перестраховщик, предоставляя и приобретая перестраховочные покрытия. Взаимоотношения с брокерами остаются одной из наименее законодательно урегулированных составляющих в страховом законодательстве наших стран.
Нельзя не отнести к актуальным вопросам современного перестрахования необходимость международного рейтингования. Существо проблемы рейтингования заключается в том, что отечественные компании обращаются в международные рейтинговые агентства под воздействием внешних факторов - запретов на работу с нерейтинговыми (низкорейтинговыми) компаниями, а не по собственной инициативе, рассматривая рейтинг как маркетинговое средство. Проблемой остается низкий страновой рейтинг наших государств.
По нашим оценкам, количество зарубежных перестраховочных емкостей, приобретенных российскими страховыми и перестраховочными компаниями, значительно превышает реальные потребности сегодняшнего страхового рынка. После долгих дискуссий о нехватке перестраховочных емкостей, на наш взгляд настало время говорить об их избытке и о том, сколько российское страхование переплачивает за зарубежное перестрахование.
По нашим оценкам лишь у 12-15 % программ премия «в договор» равна или превышает «заявленную». По остальным программам окончательный перерасчет приводит к нулевому результату. Поэтому, если несколько лет назад возможно было приобрести перестраховочную емкость с минимальной депозитной премией (далее - МДП) в размере 50-60 % расчетной, то сегодня МДП составляет не менее 90 % премии «в договор».
Стало общим местом упоминать перестрахование в связи со схемным выводом валюты за рубеж. Однако, перестрахование, по своей природе является экспортно-импортной подотраслью страхования. Отечественные перестраховщики зарабатывают валюту, не распродавая природные богатства страны и не залезая в карман будущим поколениям россиян. Оказание финансовых услуг во всем мире считается очень престижным бизнесом. Мы гордимся тем, что услуги российских перестраховщиков востребованы на значительном географическом пространстве.
Мы покупаем чужие «страхи», а продаем уверенность и надежность. У нас социально значимый и очень интересный бизнес. Успехов Вам, уважаемые дамы и господа в достижении всех поставленных целей.